Научно-методическая поддержка

Ресурсный центр сопровождения инклюзивного образования в Красноармейском районе

Научно-методическая поддержка

 

Содержание:

- ФГОС ОВЗ 

- Инклюзивное образование

- Типы уроков

 


ФГОС НОО обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью

Презентация выступления Кузьмы Л.П., заведующего кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии, кандидата психологических наук)

(скачать *.pdf)

   
     
     
     
     
     
     

 


 

Инклюзивное образование

(скачать *.pdf)

Инклюзивное образование - наиболее передовая система обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, основанная на совместном обучении здоровых детей и детей-инвалидов.

Обучаясь вместе, дети учатся жить вместе, стираются границы между инвалидами и здоровыми людьми. Ведь причиной инвалидности являются не столько медицинские проблемы, связанные с состоянием здоровья человека, сколько то состояние развития общества, которое своими барьерами препятствует реализации прав и свобод людей с нарушениями здоровья. Разрушение барьеров при получении образования приводит к объединению общественного пространства инвалидов и здоровых людей, меняется отношение к инвалидности: она считается не пороком, а особенностью того или иного человека.

Инклюзивное, или включающее образование основано на том, что все дети, несмотря на свои физические, интеллектуальные и иные особенности, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками по месту жительства в массовой общеобразовательной школе, учитывающей их особые образовательные потребности.

Понятие «инклюзивное образование» сформировалось из убеждения в том, что образование является основным правом человека и что оно создает основу для более справедливого общества. Все учащиеся имеют право на образование, независимо от их индивидуальных качеств или проблемы.
Мировое сообщество считает, что люди с инвалидностью имеют такие же права, как и все остальные граждане, и они должны иметь равные возможности в реализации этих прав. Сегодня задача государства и общества – сделать так, чтобы все дети могли получить образование и жить максимально полноценно, вне зависимости от возможностей здоровья. Система инклюзивного образования позволяет в полной мере реализовать образовательные права детей с ограниченными возможностями здоровья.

Каждый одиннадцатый житель России имеет ту или иную форму инвалидности. Это 13 миллионов человек с особенностями  физического, психического или интеллектуального развития различной степени: врожденные или приобретенные в течение жизни нарушения опорно-двигательного аппарата, зрения, слуха, состояния психики, умственного развития. Они нуждаются в специально приспособленных условиях  жизни и зачастую требуют посторонней помощи.

Инклюзия в широком смысле этого слова включает в себя не только сферу образования, но и весь спектр общественных отношений: труд, общение, развлечения. Везде должна быть создана доступная и доброжелательная атмосфера, преодолены барьеры среды и общественного сознания.

Инклюзию в образовании  отражают следующие принципы:

  • признание равной ценности для общества всех учеников и педагогов;
  • повышение степени участия учеников в культурной жизни местных школ и одновременное уменьшение уровня изолированности части учащихся от общешкольной жизни;
  • реструктурирование методики работы в школе таким образом, чтобы она могла полностью отвечать разнообразным потребностям всех учеников, проживающих рядом со школой;
  • избавление от барьеров на пути получения знаний и полноценного участия в школьной жизни для всех учеников, а не только для тех, кто имеет инвалидность или относится к тем, у кого есть особые образовательные потребности;
  • анализ и изучение попыток преодоления барьеров и улучшения доступности школ для отдельных учеников. Проведение реформ и изменений, направленных на благо всех учеников школы в целом;
  • различия между учениками — это ресурсы, способствующие педагогическому процессу, а не препятствия, которые необходимо преодолевать;
  • признание права учеников на получение образования в школах, расположенных по месту жительства;
  • улучшение ситуации в школах в целом, как для учеников, так и для педагогов;
  • признание роли школ не только в повышении академических показателей учащихся, но и в развитии общественных ценностей;
    развитие отношений поддержки и сотрудничества между школами и местными сообществами. Признание того, что инклюзия в образовании — это один из аспектов инклюзии в обществе. 

Таким образом, суть данных принципов в доступности школьного образования для всех детей, проживающих рядом со школой. Должен быть обеспечен физический доступ учеников с ограниченными возможностями здоровья в школы – транспорт, пандусы, подъемники. Необходимо составить такую структуру учебной программы, чтобы она была наиболее мобильной, а разнообразие образовательных методик позволяло удовлетворить потребности всех учеников. Важное значение имеет внеклассная деятельность, формирующая из ученика личность независимо от его возможностей здоровья и развития.

Инклюзия – не ущемление прав здоровых учеников в пользу детей с инвалидностью, а следующая ступень развития общества, когда образование становится реальным правом для всех.

В процессе исторического развития образовательная система детей с ограниченными возможностями здоровья прошла путь от изоляции до инклюзии.
Историю обучения детей с особенностями развития в школе можно условно разбить на следующие этапы:

• начало ХХ века – середина 60-х годов – «медицинская модель», которая вела к изоляции людей с ограниченными возможностями здоровья;
• середина 60-х – середина 80-х годов – «модель нормализации», интеграция людей с ограниченными возможностями здоровья в общественную жизнь;
• середина 80-х годов – настоящее время – «модель включения», т.е. инклюзия.
 
Инклюзия признана более развитой, гуманной и эффективной системой образования не только детей с особыми образовательными потребностями, но и здоровых детей. Инклюзия дает право на образование каждому независимо от соответствия или несоответствия критериям школьной системы. Школа выполняет не только образовательные функции, но и является основной сферой жизнедеятельности ребенка.

Через уважение и принятие индивидуальности каждого из них происходит формирование личности, имеющей свою собственную образовательную траекторию. Вместе с тем, ученики в школе находятся в коллективе, учатся взаимодействовать друг с другом, выстраивать взаимоотношения, совместно с учителем творчески решать образовательные проблемы. Можно с уверенностью сказать, что инклюзивное образование расширяет личностные возможности всех детей, помогает выработать такие качества, как гуманность, толерантность, готовность к помощи.

Инклюзивное образование является  принципиально новой системой, где ученики и педагоги работают над общей целью – доступным и качественным образованием для всех без исключения детей.

 


 

Типы урока

Тип урока определяется целью организации урока, т.е. целью его проведения.

Типы уроков теоретического обучения

  • ·         Урок изучения нового материала
  • ·         Урок совершенствования знаний, умений и навыков
  • ·         Урок обобщения и систематизации знаний
  • ·         Урок контроля знаний, умений и навыков
  • ·         Комбинированный
  • ·         Интегрированный

Типы уроков практического обучения

  • Урок по первоначальному формированию умений и навыков
  • Урок совершенствования умений и навыков
  • Урок по выполнению комплексных заданий (работ)
  • Вид урока
  • Вид урока определяется формой совместной деятельности учителя и ученика, которая доминирует на уроке.
  • Рекомендуемые виды уроков:
  • Беседа
  • Самостоятельная работа
  • Практическая работа
  • Урок-практикум
  • Семинар
  • Контрольная работа
  • Зачет
  • Урок-игра
  • Урок-КВН
  •  Деловая игра
  •  Урок-путешествие
  •  Экскурсия
  •  Нетрадиционные виды уроков
Дата последнего обновления страницы 10.12.21
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»